Когда говорят о том, что проблема фальсификации продуктов пришла в Россию только недавно, а раньше, мол, у нас все было всегда натуральное и качественное, это не вполне соответствует действительности. Например, 28-го ноября 1909 года комитет по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов приступил к обсуждению переданного на его заключение Министерством Внутренних дел законопроекта «об обеспечении доброкачественности пищевых, вкусовых веществ и напитков».
По этому проекту воспрещались не только продажа, но и хранение вредных для здоровья или испортившихся пищевых и вкусовых веществ и примесей к ним. Воспрещалось также изготовление этих предметов под названиями, «не соответствующими их происхождению, свойствам и качествам». За нарушение этих постановлений виновные подвергались заключению в тюрьме от одного до шести месяцев, или аресту от 1 до 3 месяцев, или денежным взысканиям от 50 до 300 рублей (тех еще, дореволюционных). Прибавление же «несвойственных продуктам примесей» наказывалось арестом на срок от 1 недели до 3 месяцев или штрафом от 20 до 300 рублей. Кроме того, суду предоставлялась право лишать виновных права производить торговлю на срок от 1 до 5 лет.
Обвинительные приговоры суда публиковались в одном из правительственных и одном из частных повременных изданий, по усмотрению суда, за счет осужденного, и уже по желанию местных газетчиков такие публикации дублировались в региональной прессе. Наблюдение за доброкачественностью продуктов и напитков возлагалось на специальные органы общественного санитарного надзора; для исследований же доброкачественности продуктов городские общественные управления городов с населением свыше 20 тысяч жителей обязаны были устроить специальные лаборатории.
Проект этот вызвал ряд замечаний и возражений. Биржевые комитеты, за исключением одесского и ростовского-на-Дону, не возражая против проекта, доказывали что карательные статьи устанавливают слишком высокие наказания, что может отразиться «весьма неблагоприятно» на торговле и промышленности. По мнению биржевых комитетов, продажа испортившихся продуктов должна быть наказуема лишь в том случае, если имеются признаки обмана; хранение же негодных к употреблению пищевых продуктов и продажа их для вскармливания скота и особенно для технических целей не может подлежать уголовному преследованию. Совершенно неприемлемо также обращение сумм, вырученных от продажи бракованных продуктов, на усиление санитарного надзора. В заключение биржевые комитеты ходатайствовали об участии представителей биржевых комитетов, по роду торговли, в экспертизе недоброкачественности продуктов и в разработке норм для отдельных пищевых продуктов в медицинском совете. Комитет, после оживленного обмена мнений, решил перейти к постатейному обсуждению проекта. Окончательно проект был принят Думой в России только в 1912 году. В европейских государствах подобные законодательные ограничения были приняты намного раньше – во второй половине XIX столетия.
По этому проекту воспрещались не только продажа, но и хранение вредных для здоровья или испортившихся пищевых и вкусовых веществ и примесей к ним. Воспрещалось также изготовление этих предметов под названиями, «не соответствующими их происхождению, свойствам и качествам». За нарушение этих постановлений виновные подвергались заключению в тюрьме от одного до шести месяцев, или аресту от 1 до 3 месяцев, или денежным взысканиям от 50 до 300 рублей (тех еще, дореволюционных). Прибавление же «несвойственных продуктам примесей» наказывалось арестом на срок от 1 недели до 3 месяцев или штрафом от 20 до 300 рублей. Кроме того, суду предоставлялась право лишать виновных права производить торговлю на срок от 1 до 5 лет.
Обвинительные приговоры суда публиковались в одном из правительственных и одном из частных повременных изданий, по усмотрению суда, за счет осужденного, и уже по желанию местных газетчиков такие публикации дублировались в региональной прессе. Наблюдение за доброкачественностью продуктов и напитков возлагалось на специальные органы общественного санитарного надзора; для исследований же доброкачественности продуктов городские общественные управления городов с населением свыше 20 тысяч жителей обязаны были устроить специальные лаборатории.
Проект этот вызвал ряд замечаний и возражений. Биржевые комитеты, за исключением одесского и ростовского-на-Дону, не возражая против проекта, доказывали что карательные статьи устанавливают слишком высокие наказания, что может отразиться «весьма неблагоприятно» на торговле и промышленности. По мнению биржевых комитетов, продажа испортившихся продуктов должна быть наказуема лишь в том случае, если имеются признаки обмана; хранение же негодных к употреблению пищевых продуктов и продажа их для вскармливания скота и особенно для технических целей не может подлежать уголовному преследованию. Совершенно неприемлемо также обращение сумм, вырученных от продажи бракованных продуктов, на усиление санитарного надзора. В заключение биржевые комитеты ходатайствовали об участии представителей биржевых комитетов, по роду торговли, в экспертизе недоброкачественности продуктов и в разработке норм для отдельных пищевых продуктов в медицинском совете. Комитет, после оживленного обмена мнений, решил перейти к постатейному обсуждению проекта. Окончательно проект был принят Думой в России только в 1912 году. В европейских государствах подобные законодательные ограничения были приняты намного раньше – во второй половине XIX столетия.
0 коммент.:
Отправить комментарий